В этом уроке мы начнем знакомство с основной составляющей любого языка программирования – с переменными.
Переменная – это имя, которым программист называет какое-либо число, либо текст, либо другую переменную и т.д. В дальнейшем программа будет знать, что такой-то переменной присвоено такое-то значение. Но если вы ниже в программе измените значение переменной, то далее эта переменная будет иметь новое значение.
Программисты говорят так: переменную объявляют, а значение ей присваивают (знак =).
Имя переменной может начинаться только с буквы латинского алфавита (с цифры - нельзя). Далее в составе имени переменной может быть цифра и/или нижнее подчеркивание. Русский алфавит не используется!
Например, в каждом классе школы учатся 10 девочек.
Мы задаем (то есть объявляем) переменную girls
и присваиваем ей значение 10. Вот как это выглядит:
girls = 10
То же самое с мальчиками:
boys = 15
Теперь в дальнейшем в программе мы можем уже не подставлять в любых вычислениях числа 15 или 10, а подставлять переменные girls
или boys
.
Например, чтобы узнать количество учащихся студентов в каждом классе, нам надо сложить не 10 и 15, а сложить переменные girls + boys. Это выражение мы присваиваем переменной class_students
, и в дальнейшем мы сможем оперировать уже этой переменной, указывая ее в коде программы, и не писать каждый раз 10 + 15.
Некоторые могут спросить – но ведь несложно же взять числа 10 и 15 и каждый раз их подставлять? Да, это так, если программа самая простая.
Но если программа создается как интерактивная, то есть компьютер будет нас спрашивать: сколько учится девочек в вашем классе? И мы вводим число, например, 18. Затем компьютер опять спросит – а сколько мальчиков учится в вашем классе? Мы пишем – 12. Затем компьютер по заданной программе производит расчеты и дает сумму, разность и т.д.
А если в соседнем классе учатся 20 девочек и 10 мальчиков? Тогда придется переписывать программу полностью? Нет! Для написания единообразной программы для всех классов школы как раз и пригодятся переменные. Учителю надо только внести число девочек и мальчиков и программа сама произведет расчеты.
Практический пример
Создаем в Notepad++ новый файл test4.py
, сохраняем его на рабочий стол в кодировке UTF (подробнее про кодировку - В УРОКЕ 5).
Вводим в этом файле руками следующий программный код:
# -*- coding: utf- 8 -*- boys = 15 girls = 10 class_students = girls + boys school_students = class_students * 11 print u"В каждом классе", class_students, u"учеников." print u"Девочек в каждом классе на", boys - girls, u"меньше, чем мальчиков." print u"Во всей школе", school_students, u"учеников."
Это должно выглядеть таким образом:
Дальше идем в программу PowerShell и вводим в ней командуpython desktop/test4.py
Должен получиться такой результат.
Домашнее задание
1. Создайте 3 разных сценария подобно тому, что я привел выше. Например, напишите программу про автомобили, которые стояли на стоянке. Или про спортсменов разных команд. Задайте переменным разные числовые значения. А затем введите пояснительный текст в комментариях к каждой строке (вспомните урок 7 про комментарии в коде). В комментариях напишите, что данная строка кода выполняет.
2. Попробуйте задать переменной girls два значения
girls = 10
girls = 20
Посмотрите, что будет в программе PowerShell (подсказка: Питон забудет значение 10 и будет делать все вычисления со значением 20).
А в следующем уроке мы начнем знакомство с операторами форматирования в Python 2.7 - перейти в урок 10.