В этом уроке мы начнем знакомство с основной составляющей любого языка программирования – с переменными.

 

Переменная – это имя, которым программист называет какое-либо число, либо текст, либо другую переменную и т.д. В дальнейшем программа будет знать, что такой-то переменной присвоено такое-то значение. Но если вы ниже в программе измените значение переменной, то далее эта переменная будет иметь новое значение.

 

Программисты говорят так: переменную объявляют, а значение ей присваивают (знак =). 

 

Имя переменной может начинаться только с буквы латинского алфавита (с цифры - нельзя). Далее в составе имени переменной может быть цифра и/или нижнее подчеркивание. Русский алфавит не используется!

 

Например, в каждом классе школы учатся 10 девочек.
Мы задаем (то есть объявляем) переменную girls и присваиваем ей значение 10. Вот как это выглядит:

girls = 10

 

То же самое с мальчиками:

boys = 15

 

Теперь в дальнейшем в программе мы можем уже не подставлять в любых вычислениях числа 15 или 10, а подставлять переменные girls или boys.
Например, чтобы узнать количество учащихся студентов в каждом классе, нам надо сложить не 10 и 15, а сложить переменные girls + boys. Это выражение мы присваиваем переменной class_students, и в дальнейшем мы сможем оперировать уже этой переменной, указывая ее в коде программы, и не писать каждый раз 10 + 15.

 

Некоторые могут спросить – но ведь несложно же взять числа 10 и 15 и каждый раз их подставлять? Да, это так, если программа самая простая.

 

Но если программа создается как интерактивная, то есть компьютер будет нас спрашивать: сколько учится девочек в вашем классе? И мы вводим число, например, 18. Затем компьютер опять спросит – а сколько мальчиков учится в вашем классе? Мы пишем – 12. Затем компьютер по заданной программе производит расчеты и дает сумму, разность и т.д.

 

А если в соседнем классе учатся 20 девочек и 10 мальчиков? Тогда придется переписывать программу полностью? Нет! Для написания единообразной программы для всех классов школы как раз и пригодятся переменные. Учителю надо только внести число девочек и мальчиков и программа сама произведет расчеты.

 

Практический пример

Создаем в Notepad++ новый файл test4.py, сохраняем его на рабочий стол в кодировке UTF (подробнее про кодировку - В УРОКЕ 5). 

 

Вводим в этом файле руками следующий программный код:

# -*- coding: utf- 8 -*-
boys = 15
girls = 10
class_students = girls + boys
school_students = class_students * 11
print u"В каждом классе", class_students, u"учеников."
print u"Девочек в каждом классе на", boys - girls, u"меньше, чем мальчиков."
print u"Во всей школе",  school_students, u"учеников."

 

Это должно выглядеть таким образом:

 

Дальше идем в программу PowerShell и вводим в ней командуpython desktop/test4.py

 

Должен получиться такой результат.

 

 

Домашнее задание

1. Создайте 3 разных сценария подобно тому, что я привел выше. Например, напишите программу про автомобили, которые стояли на стоянке. Или про спортсменов разных команд. Задайте переменным разные числовые значения. А затем введите пояснительный текст в комментариях к каждой строке (вспомните урок 7 про комментарии в коде). В комментариях напишите, что данная строка кода выполняет.

 

2. Попробуйте задать переменной girls два значения

girls = 10

girls = 20

Посмотрите, что будет в программе PowerShell (подсказка: Питон забудет значение 10 и будет делать все вычисления со значением 20).

 

А в следующем уроке мы начнем знакомство с операторами форматирования в Python 2.7 - перейти в урок 10.